Республиканская Ассоциация

Туристических Агентств

— НОВОСТИ —

КОРОТКО О ВАЖНОМ

28.09.2021 на сайте Минфина был размещен проект закона «О внесении изменений в некоторые законы Республики Беларусь», которым, в частности, предусматривается внесение изменений в сфере налоговых отношений.

 

1. Изменения в режим УСН

Предлагается начиная с 01.01.2022:

1) исключить применение УСН индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги, за исключением туристической деятельности и некоторых иных видов деятельности;

2) исключить дифференциацию УСН на УСН без уплаты НДС и УСН с уплатой НДС;

3) установить следующие ставки налога при УСН:

- общую ставку в размере 6% для организаций и ИП;

- специальную ставку в размере 16% для организаций и ИП в отношении некоторых видов внереализационных доходов;

- специальную ставку в размере 16% для ИП в отношении валовой выручки, полученной ими от коммерческих (за исключением акционерных обществ) и (или) некоммерческих организаций, руководителями, участниками, собственниками имущества которых являются эти ИП и (или) лица, состоящие с этими ИП в отношениях близкого родства или свойства;

4) установить, что отчетным периодом по налогу при УСН признается календарный квартал;

5) снизить критерии для перехода организаций на применение УСН:

- максимальная предельная численность работников организации в среднем за первые девять месяцев года, предшествующего календарному году, в котором организация претендует начать применение УСН, снижена со 100 человек до 50 человек;

- максимальный предельный размер валовой выручки нарастающим итогом за первые девять месяцев года, предшествующего календарному году, в котором организация претендует начать применение УСН, снижен с BYN 1 623 479 до BYN 1 612 500.

6) снизить максимальную предельную списочную численность работников организации для применения организацией УСН в году, в котором она были создана, со 100 человек до 50 человек;

7) снизить критерии для утраты организациями и ИП права на применение УСН:

- максимальная предельная численность работников организации, при превышении которой организация утрачивает право на применение УСН, снижена со 100 человек до 50 человек;

- максимальная предельная валовая выручка организации, при превышении которой организация утрачивает право на применение УСН, снижена с BYN 2 159 235 до BYN 2 150 000;

- максимальная предельная валовая выручка ИП, при превышении которой ИП утрачивает право на применение УСН, снижена с BYN 465 255 до BYN 460 000;

Также предлагается установить, что не вправе в 2022 году применять УСН:

- организации, являвшиеся в 2021 году плательщиками налога при УСН, если валовая выручка организации нарастающим итогом за 2021 год и (или) численность ее работников в среднем за этот период превысили соответственно BYN 2 150 000 и 50 человек;

- организации, принявшие решение о переходе на УСН с 1 января 2022 года и представившие в период с 1 октября по 31 декабря 2021 года уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения по установленной форме, если валовая выручка организации нарастающим итогом за первые девять месяцев 2021 года и (или) численность ее работников в среднем за этот период превысили соответственно BYN 1 612 500 и 50 человек.

 

Предлагается начиная с 01.01.2023:

1) исключить применение УСН всеми индивидуальными предпринимателями без исключения;

2) исключить применение УСН некоторыми организациями, в том числе:

- имеющими один или несколько филиалов, состоящих на учете в налоговых органах;

- получившими от других лиц наличные и (или) безналичные денежные средства, не составляющие их валовую выручку и не являющиеся суммами (выручкой, доходами), не включаемыми ими в валовую выручку, в том числе если денежные средства получены этими организациями на основании договоров комиссии, поручения или иных аналогичных гражданско-правовых договоров, договоров транспортной экспедиции либо по договорам, заключенным ими во исполнение таких договоров;

3) установить единую ставку налога при УСН в размере 6%.

 

2. Введение нового особого режима налогообложения

Предлагается начиная с 01.01.2023 ввести систему налогообложения налогом на профессиональный доход, в соответствии с которой:

1) плательщиками налога признаются физические лица;

2) объектом налогообложения налогом признаются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученные, в том числе, плательщиками – гражданами Республики Беларусь от источников в Республике Беларусь, от источников за пределами Республики Беларусь, а также в отношении имущества, расположенного на территории Республики Беларусь;

3) объектом налогообложения налогом не признаются, в частности, доходы, полученные плательщиками:

- от предпринимательской деятельности;

- при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на основании договоров комиссии, поручения и иных аналогичных гражданско-правовых договоров;

- от оказания (выполнения) физическими лицами услуг (работ) по гражданско-правовым договорам при условии, что заказчиками услуг (работ) выступают работодатели указанных физических лиц или лица, бывшие их нанимателями менее двух лет назад;

4) уплата налога заменяет уплату:

- подоходного налога с физических лиц, сбора за осуществление ремесленной деятельности;

- обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь для физических лиц, признаваемых в установленном законодательством порядке плательщиками обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.

5) налоговой базой признается денежное выражение дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, являющегося объектом налогообложения, включая предварительную оплату, аванс, задаток;

6) ставки налога:

- общая ставка в размере 10% – в отношении доходов, полученных плательщиками от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;

- специальная ставка в размере 20% – в отношении доходов, превысивших в пределах календарного года BYN 60 000 и полученных от белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей, независимо от размера примененного налогового вычета;

7) налоговым периодом налога признается календарный месяц;

8) информационный обмен с налоговым органом при использовании системы налогообложения налогом осуществляется через приложение «Налог на профессиональный доход».

 

3. Прекращение действия отдельных особых режимов налогообложения

В соответствии с предложенным проектом закона утрачивают свое действие:

- единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц – с 1 января 2023 года;

- сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма – с 1 января 2024 года.

 

4. Увеличение ставки налога на прибыль

по решению органов местного самоуправления

Предлагается наделить областные Советы депутатов (местные Советы депутатов базового территориального уровня по их поручению) и Минский городской Совет депутатов правом увеличивать (не более чем на 2 процентных пункта) общую ставку налога на прибыль в размере 18% для отдельных категорий плательщиков, полностью уплачивающих налог на прибыль в соответствующие местные бюджеты.

Исчисление налога на прибыль по ставкам, увеличенным в соответствии с решениями местных Советов депутатов, производится с 1 января года, следующего за годом, в котором соответствующее решение принято. При этом в 2022 году исчисление и уплата налога на прибыль по ставке, увеличенной на основании решений местных Советов депутатов, производятся начиная с 1 января 2022 года.

 

5. Снижение критерия суммы выручки ИП для уплаты НДС

Предлагается снизить максимальную предельную сумму выручки, при превышении которой ИП, применяющий общий порядок налогообложения, признается плательщиком НДС, с BYN 465 255 до BYN 460 000.

 

Вывод (для организаций и ИП, ведущих туристическую деятельность):

Согласно законопроекту с 01.01.2022 организации и ИП, ведущие туристическую деятельность, сохраняют право на применение УСН. Различий для туроператорской и турагентской деятельность не заявлено.

Обратите внимание! Согласно действующей редакции Закона «О туризме» ИП не могут вести туроператорскую деятельность.

 

С 01.01.2022 ставка налога при УСН повышается до 6% (вместо 5%) и для организаций, и для ИП (исключения по ставке налога 16% указаны выше).

С 01.01.2023 ИП вне зависимости от вида деятельности не смогут применять УСН. Потребуется переходить либо на ОСН, либо регистрировать юрлицо.

Для организаций возможность применения УСН после 01.01.2023 сохранится, однако есть исключения. Например, если турагент (организация) работает с оператором по договору комиссии и получает денежные средства от заказчика, не составляющие его валовую выручку и не являющиеся суммами (выручкой, доходами), не включаемыми им в валовую выручку, и принимает их во исполнение договора комиссии, поручения или иного подобного гражданско-правового договора, то применять УСН с 01.01.2023 будет невозможно.  

Вместе с тем, возможно к этому времени договорные отношения в туристической деятельности претерпят изменения, и вышеуказанный пример для турагентов станет неактуальным (Обратите внимание, что с 2023 года вступит (возможно) в силу новый Закон «О туризме» и что исполнителем там в том числе назван туроператор).

 

!!! Внимание: вышеперечисленные изменения не являются окончательными. При наличии предложений по данному законопроекту их можно направлять на e-mail: taxes@minfin.gov.by (с пометкой “предложения по НК”).