Республиканская Ассоциация

Туристических Агентств

— НОВОСТИ —

Задержали круиз, как быть?

 

В связи с тем, что порой у турагентов возникают вопросы спорного характера, РАТА решила открыть рубрику «Вопрос юристу», где ответы на вопросы турагентов будут давать юристы, практикующие в сфере туризма. На первый вопрос ответ любезно предоставила адвокат Наталия Макеева.

 

 

ВОПРОС: Наталия, из-за всемирной ситуации, связанной с распространением коронавируса, возникает много спорных вопросов, в которых порой агенту самостоятельно сложно разобраться. Хочу уточнить у Вас один из таких моментов, с которым на днях столкнулись наши турагентства и их туристы. Ситуация следующая, недавно в итальянском порту из-за угрозы коронавируса был заблокирован круизный лайнер Costa Smeralda, на борту которого находились и наши граждане. Они не смогли вовремя покинуть корабль, поскольку у находящейся на борту китаянки выявлены подозрительные симптомы и на корабле проводилась санитарная проверка. Проведенные анализы не подтвердили опасения, и Минздрав Италии объявил лайнер свободным от санитарного надзора, но туристы уже пропустили свои обратные вылеты домой и соответственно, были вынуждены покупать новые авиабилеты. Является ли данная ситуация форс-мажором и кто будет возмещать ущерб за потерянные билеты?

 

 

ОТВЕТ:

 

Конечно, для полной оценки ситуации и точного ответа необходимо посмотреть и изучить договор оказания туристических услуг между турагентом и туристом, а также договор комиссии, по которому был реализован данный тур.

 

Но если давать общую оценку ситуации, то я могу лишь высказать свое личное мнение. Первое на что нужно обратить внимание - Правила оказания туристических услуг, а именно:

 

п.51. Исполнитель несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение договора оказания туристических услуг независимо от того, кому и в каком размере оплачена стоимость туристических услуг (исполнителю или третьим лицам, оказывающим туристические услуги).

 

п.8. Вопросы перевозок, не урегулированные договором оказания туристических услуг, регулируются законодательством о перевозках, а также международными договорами, участником которых является Республика Беларусь.

 

п.54. Исполнитель не несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение договоров, заключенных между заказчиком и организацией или физическим лицом, на оказание услуг, не включенных в туристические услуги (услуги по перевозке, страховые услуги и иные). За оказание и качество услуг, не включенных в туристические услуги, ответственность несет их непосредственный исполнитель.

 

Как правило, во многих Договорах оказания туристических услуг между туристом и агентом (как и в самом законодательстве) есть указание на то, что Заказчик уведомлен, что в соответствии с действующим законодательством РБ только авиабилет является договором воздушной перевозки пассажира и его багажа. Данный договор является договором присоединения. Если такого пункта нет, то я рекомендую обязательно дополнить им типовую форму Договора оказания туристических услуг.

 

Также очень важно обратить внимание на п.56 Правила оказания туристических услуг:

 

п.56. Если в процессе выполнения договора оказания туристических услуг его выполнение стало невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, стороны не вправе требовать друг от друга выполнения ими такого договора в полном объеме. Каждая из сторон вправе требовать от другой стороны возврата всего, что она исполнила, не получив встречного удовлетворения.

 

По данному пункту мои рекомендации следующие: в сложившейся ситуации турист должен был связаться с перевозчиком и сдать билет, что не поздно сделать и после наступления срока вылета (однако перевозчик может отказать в выплате в таком случае). Агент, который дорожит своим клиентом, как только узнал о сложившейся ситуации так же может обратиться к перевозчику, но агент не является стороной в договоре перевозки, поэтому не наделен полномочиями Заказчика. (п.9 исполнитель обязан принимать меры по соблюдению прав и законных интересов заказчика и туристов;)

 

Что касается самой ситуации непреодолимой силы (т.н. форс-мажор), то причины, послужившие основанием для опоздания на рейс, могут быть признаны непреодолимой силой по судебной практике РБ и соответственно стороны не вправе требовать друг от друга выполнения ими такого договора в полном объеме.

 

Но отмечу еще раз, что агент - не сторона по договору перевозки и не исполнитель перевозки, поэтому отвечать за наступление таких негативных последствий не будет.

 

Если подвести краткий итог, то данная ситуация является непреодолимой силой (форс-мажором), но не для туриста и агента, а для туриста и перевозчика. Возмещать стоимость билетов может перевозчик, но при условиях, указанных в правилах пассажирских перевозок (у каждой авиакомпании свои, и у каждого вида транспорта, есть в том числе международные конвенции), где в том числе будут прописаны последствия непреодолимой силы.

Хочу еще раз отметить, что каждая ситуация индивидуальна, но у агентов должны быть документы в порядке, которые касаются ознакомления с правилами поведения в стране, о получении документов на перевозку, подписи в договорах и т.д. Это крайне важно, как и грамотный дополненный Договор на оказание туристических услуг, ведь он является первым инструментом для защиты агента в подобных ситуациях.