Республиканская Ассоциация

Туристических Агентств

— НОВОСТИ —

Письмо РАТА в адрес ЗАО «Центр ликвидации предприятий» (ликвидатору ООО «Музенидис Тревел» (Беларусь)): О ликвидации и мерах, принятых в процессе ликвидации.

Копия: Министерство спорта и туризма Республики Беларусь.

Республиканская Ассоциация Туристических Агентств (далее – РАТА или Ассоциация) была создана в сентябре 2019 года с целью содействия турагентствам (членам РАТА) в развитии их турагентского бизнеса, повышению качества услуг, оказываемых туристам, повышению эффективности взаимодействия всех участников туристического рынка, выстраивание конструктивного диалога, как с туристическими операторами, так и с государственными органами.


С момента создания участниками РАТА стали 174 туристических агентства.


Значительная часть участников Ассоциации имеют договорные отношения с ООО «Музенидис Тревел» и являются кредиторами последнего.


Требования кредиторов ООО «Музенидис Тревел» основаны на заключенных между кредиторами и ООО «Музенидис Тревел» договорах субкомиссии.


Согласно ст.17 Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» руководители организаций, учредители (участники) юридического лица, государственные органы в пределах своей компетенции обязаны своевременно принимать меры по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства).


Для проведения досудебного оздоровления лица, указанные в части первой ст.17 Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» лица осуществляют меры по улучшению финансового состояния юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, созданию условий для их стабильной и эффективной хозяйственной (экономической) деятельности. В этих целях в соответствии с законодательством такие лица могут:

- изменять структуру и состав органов управления юридических лиц;

- взыскивать дебиторскую задолженность;

- принимать иные меры.


Однако, вместо взыскания дебиторской задолженности и принятия иных мер по улучшению финансового состояния юридического лица, собственником ООО «Музенидис Тревел» сперва было принято решение о реорганизации путем выделения (06.07.2021), что ухудшило финансовое состояние компании, и спустя незначительный промежуток времени (10.08.2021) – решение о ликвидации компании.


Следует учитывать, если осуществление реорганизации путем выделения сопровождалось значительным ухудшением финансового состояния предприятия, из которого производится выделение, и такие действия были направлены на умышленное создание или увеличение неплатежеспособности ООО «Музенидис Тревел», совершенные учредителем (участником) либо собственником имущества этого юридического лица в личных интересах или в интересах иных лиц, что повлекло причинение ущерба в крупном или особо крупном размере, то, полагаем, в такой поспешной процедуре реорганизации – ликвидации можно усмотреть признаки уголовно наказуемого деяния по ст.240 УК.


В случае, если ООО «Музенидис Тревел» заявит об экономической несостоятельности (банкротстве), то согласно ст.77 Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» управляющий в деле о банкротстве наряду с иными обязанностями, в том числе будет:

- определять наличие признаков ложной экономической несостоятельности (банкротства), преднамеренной экономической несостоятельности (банкротства), препятствования возмещению убытков кредиторам и представлять сведения об их наличии в хозяйственный суд, органы прокуратуры, иные правоохранительные и контролирующие (надзорные) органы в соответствии с их компетенцией;

- предъявлять в экономический суд требования о признании сделок недействительными, о применении последствий их недействительности, а также подавать иски о привлечении к субсидиарной ответственности руководителя должника – юридического лица и (или) иных виновных в экономической несостоятельности (банкротстве) должника лиц.


Порядок определения наличия (отсутствия) признаков ложной экономической несостоятельности (банкротства), преднамеренной экономической несостоятельности (банкротства), сокрытия экономической несостоятельности (банкротства) или препятствования возмещению убытков кредитору, а также подготовки экспертных заключений по этим вопросам регламентируется Инструкцией № 107, утвержденной Постановлением Министерства экономики
Республики Беларусь от 4 декабря 2012 г.


Согласно ст. 59 ГК ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает все возможные меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.


В случае, если обязанности ликвидатора (ЗАО «Центр ликвидации предприятий»), в том числе по взысканию (получению) дебиторской задолженности будут выполнены недобросовестно, это может послужить основанием для привлечения к ответственности ликвидатора, как лица, виновного в экономической несостоятельности (банкротстве).


В соответствии с ч.1 ст.25 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, собственник имущества (учредители, участники), председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор), допустившие нарушения требований законодательных актов, регулирующих порядок ликвидации юридического лица, в результате которых юридическое лицо было исключено из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без применения процедуры экономической несостоятельности (банкротства), солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам ликвидированного юридического лица в размере неудовлетворенных требований кредиторов.


Согласно ч.2 ст.25 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования кредитор (кредиторы), органы Комитета государственного контроля, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговые и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции в указанном случае вправе предъявить в суд, рассматривающий экономические дела, иски о привлечении к субсидиарной ответственности собственника имущества (учредителя, участника), председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) в течение трех лет со дня исключения юридического лица из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.


Если после ликвидации юридического лица будет доказано, что оно в целях избежания ответственности перед своими кредиторами передало другому лицу или иным образом намеренно скрыло хотя бы часть своего имущества, кредиторы, не получившие полного удовлетворения своих требований в рамках ликвидационного производства, вправе обратить взыскание на это имущество в непогашенной части долга. При этом соответственно применяются правила ст. 284 ГК как при возврате имущества из незаконного владения. Лицо, которому было передано имущество, считается недобросовестным, если оно знало или должно было знать о намерении юридического лица скрыть это имущество от кредиторов (ст. 62 ГК).


Согласно п.2 ст.59 ГК после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.


Промежуточный ликвидационный баланс утверждается собственником имущества (учредителями, участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, если иное не установлено законодательными актами.


Напоминаем, что через месяц после утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидатор обязан начать расчеты с кредиторами четвертой (последней) очереди (очередность установлена ст. 60 ГК). Если ликвидатор не производит расчет и нет никакой информации о том, утвержден ли баланс и когда будет произведен расчет, кредитор вправе подать заявление в суд о банкротстве должника.


Согласно п.3 ст.59 ГК если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном актами законодательства.


В соответствии с имеющейся в нашем распоряжении информации задолженность ООО «Музенидис Тревел» перед членами Ассоциации со времени направления требований кредиторов не уменьшилась.


В итоге страдают потребители туристических услуг (туристы), оставшиеся без денег и отдыха, так как турагенты, перечислившие денежные средства в обеспечение организации туров в адрес ООО «Музенидис Тревел», не обладают денежными средствами для возврата денежных средств туристам.


Таким образом, обращаем Ваше внимание о необходимости надлежащего выполнения обязанностей ликвидатора в соответствии с законодательством, в том числе взыскания дебиторской задолженности, в частности, денежных средств, находящихся на счетах партнеров и контрагентов ООО «Музенидис Тревел» за пределами Республики Беларусь.


Акцентируем внимание, что члены Ассоциации настроены максимально решительно и не готовы позволить ООО «Музенидис Тревел» уйти с рынка туристических услуг Беларуси, не осуществив возврат ранее полученных денежных средств.


Просим Вас:

  1. проинформировать членов Ассоциации – кредиторов ликвидируемого юридического лица (список прилагается) о ходе процедуры ликвидации и мерах, предпринятых ликвидатором с момента назначения ликвидатора и перехода полномочий по управлению делами ООО «Музенидис Тревел» согласно ч.7 ст.6 Положения о ликвидации до настоящего времени;

  2. предоставить информацию какой датой утвержден промежуточный ликвидационный баланс и предоставить копию промежуточного ликвидационного баланса ООО «Музенидис Тревел» либо в адрес Ассоциации, либо в адрес кредиторов – членов Ассоциации;

  3. проинформировать кредиторов – членов Ассоциации когда начнется удовлетворение требований кредиторов.

Повторно обратим внимание, что ликвидатор в случае неисполнения своих обязанностей может быть привлечен к субсидиарной ответственности по долгам организации.