Skip to main content

Порядок действий при аннулировании тура / расторжении договора.

06 июля 2023

Аналитическая информация и порядок действий при аннулировании тура / расторжении договора оказания туристических услуг.

Широко используемый в правоотношениях между субъектами туристической деятельности термин "аннулирование тура" на законодательном уровне не закреплен. Обычно он включается в тексты договоров между туроператорами или тексты договоров, заключаемых между туроператорами  и турагентами, с целью не прекращать договорные отношения в принципе при отмене заявки (так как отношения между субъектами туристической деятельности в большинстве своем являются длящимися и не ограничиваются реализацией одного тура).

В договорах оказания туруслуг вместо данного термина обычно употребляются термины "расторжение договора", "односторонний отказ от исполнения договора", которые, однако, предполагают полное прекращение договорных отношений (поскольку договоры оказания туруслуг, как правило, нацелены на реализацию одного тура).

В случаях, когда требование потребителя расторгнуть договор не связано с нарушением сроков оказания услуг (ст.30 закона о защите прав потребителей), ненадлежащим качеством услуг (ст.31 закона о защите прав потребителей), расторжение договора осуществляется по соглашению сторон или в судебном порядке. Сторона, инициирующая расторжение договора, направляет контрагенту письменное предложение расторгнуть договор. В случае согласия контрагента расторгнуть договор, стороны подписывают соглашение о расторжении договора (при этом, если ни одна из сторон не ссылается на существенное изменение обстоятельств, в соглашении о расторжении договора сторонами может быть предусмотрен порядок и срок урегулирования встречных денежных требований на любых согласованных этими сторонами условиях). Если же договор расторгается в связи с существенным изменением обстоятельств, то при определении срока возврата денежных средств по общему правилу необходимо руководствоваться ч.2 п.7 ст.22 закона о туризме (14 дней). 

Требование о расторжении договора не следует путать с односторонним отказом от договора.

Заказчик по договору оказания туруслуг вправе в любое время отказаться от исполнения договора (без получения на то согласия исполнителя) при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов (п.1 ст.24 закона о туризме). При одностороннем отказе заказчик направляет заявление. Он вправе адресовать данное заявление как туроператору (как исполнителю по договору), так и турагенту, если заключение договора производилось через турагента.

В этом случае при определении срока возврата денежных средств исполнителю необходимо руководствоваться п.2 ст.38-1 закона о защите прав потребителей (14 дней).

Иногда заказчики вместо формулировки "односторонний отказ от договора" используют формулировку "прошу аннулировать тур / аннулировать заявку". С одной стороны такая формулировка прямо "не говорит" об одностороннем отказе от договора, но исходя из судебной практики можно сделать вывод о том, что с большой долей вероятности, в суде такая формулировка будет принята как подразумевающая отказ заказчика от договора. 

С учетом изложенного, а также принимая во внимание тот факт, что исполнителем по договору оказания туруслуг является туроператор, а не турагент, при поступлении от заказчиков по договорам оказания туруслуг претензий / заявлений об "аннулировании тура/заявки", "расторжении договора", "отказе от исполнения договора", о внесении изменений в договор оказания туруслуг и т.д. турагентам предлагается придерживаться следующего порядка действий (при условии, что иное не предусмотрено договором между туроператором и турагентом): 

1) переслать поступившую претензию/заявление туроператору - исполнителю по договору оказания туруслуг незамедлительно после ее получения;

2) довести до сведения туроператора дату поступления претензии турагенту для исчисления срока, в который туроператором должен быть предоставлен ответ на претензию (в срок, указанный в п.3 ст.25 закона о туризме); 

3) руководствоваться дальнейшими указаниями туроператора.

Справочно: согласно п.3 ст.25 закона о туризме претензия участника туристической деятельности, являющегося юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, рассматривается в тридцатидневный срок со дня ее предъявления. В случае, когда участник туристической деятельности является физическим лицом, претензия участника туристической деятельности рассматривается в течение семи календарных дней со дня предъявления соответствующей претензии, а при необходимости проведения экспертизы – в течение четырнадцати календарных дней;

При коммуникациях с туристами следует помнить, что с 01.01.2023 исполнителем по договорам оказания туристических услуг является туроператор, и в случае если заказчик требует от турагента каких-либо действий, на которые турагент не уполномочен (расчет фпз и т.п.), то такие обращения (претензии, заявления), полученные агентом, необходимо направлять туроператору, о чем следует уведомить заявителя.
Все образцы документов имееются в распоряжении РАТА.

Присоединяйтесь к сообществу и Вы!


Вступить


Последние статьи

РАТА отметила свое 5-летие
08 октября 2024
27 сентября РАТА провела фуршет по случаю 5-летия Ассоциации и Всемирного Дня Туризма. Мероприятие прошло в нарядной обстановке банкетного зала «Wh...