Республиканская Ассоциация

Туристических Агентств

— НОВОСТИ —

С 2018 года всё агентское сообщество активно говорит о важности разделения ответственности между туроператорами и турагентами. Один из самых сложных периодов в туризме 2020-2021 годы, показывают, что сейчас это необходимо турагенту как воздух.
 

Так в последние дни мая турагенты, реализовывающие туры по направлениям Турция и Египет получили уведомления от туроператоров о повышении стоимости турпродуктов. В качестве обоснования повышения стоимости указано вынужденное изменение маршрута следования по направлениям Турция и Египет, повлекшее за собой изменение общей стоимости рейсов со стороны авиакомпании BELAVIA.
 

Турагенты в свою очередь приступили к информированию своих клиентов-заказчиков об увеличении стоимости туров на сумму, указанную в уведомлениях туроператоров.
 

В действительности, перевозчик вправе изменить маршрут перевозки, если этого требуют обстоятельства, условия безопасности полетов и (или) авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией (п.98 Авиационных правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, утвержденных Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 12.08.2009 № 70 (ред. от 16.07.2014). То есть права пассажиров (туристов) в связи с изменением маршрута перевозки не нарушаются.


Однако, как известно, турагенты обязаны в своей деятельности руководствоваться постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.11.2014 N 1064 (ред. от 13.04.2017) «Об утверждении Правил оказания туристических услуг», а также соблюдать положения Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей». И вот тут мы видим много несостыковок в нашем законодательстве, которые ставят турагента как Исполнителя в тупик.

 

В соответствии с п.44 Правил оказания туристических услуг внесение дополнительной платы за оказываемые услуги допускаются исключительно при наличии согласия заказчика (туриста) в письменной форме.

При этом, Исполнитель несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение договора оказания туристических услуг независимо от того, кому и в каком размере оплачена стоимость туристических услуг (исполнителю или третьим лицам, оказывающим туристические услуги) (п.51 Правил оказания туристических услуг).

 

Весной 2021 года всплыла еще одна серьезная проблема, уходящая корнями в 2020 год. Большинство туроператоров, желая сохранить лояльность туристов, ввиду отсутствия возможности осуществить быстрый возврат денежных средств за снятые туры в 2020 году из-за закрытия границ, выступили с предложениями осуществить перебронирование выкупленных ранее туров на другие даты и (или) направления.
 

Турагентства провели соответствующие беседы с туристами и многие из них согласились на перебронирование туров на предложенных условиях. Следует обратить внимание, что на тот момент (весна – лето 2020 года) туроператорами предлагалось перебронирование с сохранением валютного эквивалента на дату оплаты.
 

Часть туристов перебронировали туры на сезон лето 2021 года. Однако, по состоянию на конец мая 2021 года туризм столкнулся с очередной непредвиденной проблемой – закрытием воздушного пространства многими странами для белорусского авиаперевозчика. Данное обстоятельство повлекло либо невозможность совершения туров, либо увеличение стоимости туров для направлений Турция и Египет.
 

Часть туристов, которые в 2020 году согласились на перебронирование тура на 2021 год, по стечению обстоятельств вновь не смогли вылететь на отдых по независящим от субъектов туристической деятельности причинам. При этом вновь возник вопрос о перебронировании туров на более поздний срок или иные доступные направления.
 

Однако, некоторые туроператоры, которые в 2020 году предлагали перебронирование с сохранением валютного эквивалента на дату ранее произведенной оплаты, сейчас предлагают перебронировать туры по актуальному (нынешнему) курсу, действующему на дату перебронирования, т.е. на текущий момент.
 

Известно, что курс с начала 2020 года по настоящее время существенно изменился, и туристы вновь предъявляют претензии к турагентам, как исполнителям по договорам оказания туруслуг, т.к. ранее достигнутые договоренности, оформленные в виде дополнительных соглашений к заключенным договорам, подразумевают сохранение валютной привязки.


И вновь, Исполнитель-турагент несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение договора оказания туристических услуг независимо от того, кому и в каком размере оплачена стоимость туристических услуг (п.51 Правил оказания туристических услуг).

 

К сожалению, не все туристические компании справились с вызовами 2020 – 2021 гг.; кто-то приостановил деятельность, а кто-то начал процесс ликвидации.
 

В адрес РАТА поступило ряд обращений, связанных с начавшимся процессом ликвидации одного из туроператоров. Были подготовлены требования кредиторов, направлены ликвидатору. Однако, на сегодняшний день не известно сумеет ли ликвидируемое юридическое лицо рассчитаться по долгам или будет вынуждено перейти в процедуру банкротства? – Вопрос, на который пока невозможно ответить, но перспективы не радуют.


Уже сейчас часть туристов, которые согласились не требовать возврата денежных средств в связи с закрытием границ в 2020 году и приняли решение обратиться за бронированием тура того же туроператора в 2021 году, обращаются за оказанием услуг. Однако, туроператор, находясь в стадии ликвидации, не может заключать новые сделки, не связанные с процедурой ликвидации, и, следовательно, не может осуществлять бронирование новых заявок и исполнять их. И вновь претензии туристов получает турагент, который не может исполнить принятые обязательства по оказанию туристических услуг, по причине нахождения туроператора в процессе ликвидации.


И снова Исполнитель несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение договора оказания туристических услуг независимо от того, кому и в каком размере оплачена стоимость туристических услуг (п.51 Правил оказания туристических услуг).

 

По всем вышеперечисленным проблемным вопросам в суде в качестве ответчика рискует оказаться именно турагент, как исполнитель по договору оказания туристических услуг.
 

Следовательно, в случае удовлетворения требований потребителя, помимо суммы, присужденной судом в пользу потребителя, и судебные издержки будут возложены на ответчика (турагента). В частности, к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела, будут относиться расходы по оплате помощи представителей (п. 6 ст. 116 ГПК). В ситуации, когда представителем истца (туриста) выступает общественное объединение потребителей, и суд выносит решение в пользу истца, выплате согласно п.2 ст.44 Закона «О защите прав потребителей» со стороны ответчика (туристического агентства) также будут подлежать:
- штраф за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя в размере взысканной в пользу потребителя суммы, из которого:

• 10% в пользу общественного объединения потребителей;

• 90% в доход местного бюджета;

- расходы, понесённые общественным объединением потребителей.
 

Подобные суммы, в разы превышающие размер комиссионного вознаграждения турагентов, попросту не представляется возможным выплатить. А в случае если туроператор находится в процессе ликвидации, то исключается даже возможности подачи регрессного иска к туроператору. И вновь турагент остается наедине с настигшими проблемами.
 

Очевидно, что все турагенты ждут скорейшего разделения ответственности между туроператорами и турагентами. Мы не знаем ни одной цивилизованной страны, где турагент несет 100% ответственность за туры, сформированные туроператорами.
 

Вот уже несколько лет турагенты живут с надеждой, что в ближайшее время Беларусь перешагнет это архаичное устройство турбизнеса нашей страны и всё же придет к цивилизованному рынку и непредвзятому, честному и открытому нормативно-правовому регулированию в сфере туризма.
 

Стоит обратить внимание, что нередко туристические компании консолидируются и являются членами туристических объединений. С целью показать максимальную пользу от объединения в случае начала процедуры ликвидации туроператора, являющегося членом общественного объединения, другие члены союза могли бы при их желании принять права кредиторов ликвидируемого юридического лица на себя (по договору уступки права требования), выплатив текущим кредиторам-турагентам денежные средства для возврата туристам-заказчикам и, получив право требовать задолженность с ликвидируемого юридического лица. Таким образом, союз показал бы реальный механизм поддержки других членов союза и снизил бы напряженность среди турагентов и туристов в связи с начавшейся процедурой ликвидации одного из членов союза…