Skip to main content

Часто Задаваемые Вопросы

– Каковы основные цели РАТА?

Целями Ассоциации, согласно Уставу, являются представление и защита общих интересов членов РАТА, координация их деятельности, а также содействие участникам в развитии их туристического бизнеса и повышении качества услуг.

– Сколько компаний сейчас состоит в РАТА?

По состоянию на начало 2024 года в Ассоциации состоит порядка 300 турагентств и туроператоров (т.е., согласно данным Белстата, примерно каждая четвертая туристическая компания страны). Более половины от общего числа членов составляют минские компании, также в тройке лидеров Витебск и Гродно.

– Чем РАТА отличается от других туристических объединений Беларуси?

Изначально РАТА создавалась как профессиональное объединение исключительно туристических агентств, и в первые годы существования доказала, что может эффективно решать вопросы агентов. Однако после того как в начале 2023 года Ассоциацией был сформирован собственный Фонд ответственности туроператоров, в наши ряды вступил также ряд ТО, усилив тем самым организацию.

– Если моя компания занимается туроператорской деятельностью, может ли она стать членом РАТА?

Да, это не противоречит принципам и Уставу Ассоциации. Мы одинаково рады вступлению в наши ряды как турагентов, так и туроператоров.

– Каковы преимущества членства в РАТА?

Членство в Ассоциации гарантирует вам серьезную профессиональную поддержку (юридическую, консультационную), а также автоматический доступ к информационным ресурсам РАТА, онлайн-курсам и вебинарам по темам, связанным с туризмом и управлением турбизнесом. Членство в РАТА – это усиление собственного бренда, туристическая солидарность и сопричастность к глобальному развитию туротрасли страны.

Полный перечень преимуществ мы вынесли в специальный раздел на сайте.

– Как РАТА помогала туркомпаниям в кризисных ситуациях, например, во время пандемии COVID-19?

Еще на этапе своего становления (конец 2019 – начало 2020 гг.) РАТА сыграла важную роль в обеспечении единства туротрасли, предоставлении поддержки и ресурсов, а также защите интересов своих членов в кризисных ситуациях, таких как пандемия COVID-19. Тогда участники Ассоциации получили доступ к юридическим консультациям (бесплатным для членов РАТА), вебинарам с бухгалтерскими компаниями, скриптам для ответов туристам и, самое главное, обрели чувство общности проблем, которые компаниям оказалось намного проще решать совместно, опираясь на опыт коллег и «скорую помощь» со стороны юристов, финансистов и других профессионалов из пула Ассоциации. Это помогло им эффективно разрабатывать собственные стратегии выживания, адаптации и восстановления.

Специально для членов РАТА в период пандемии COVID-19 были разработаны приложения к типовой форме договора оказания туристических услуг с дополнительными условиями санитарно-эпидемиологического характера наиболее полно информирующие заказчиков туров о процедурах, обязательных к исполнению в соответствии с требованиями той или иной страны, и одновременно снимающие ответственность с исполнителей за неисполнение самими туристами определенных условий (отсутствие паспорта вакцинации и т.п.).

Со вступлением в силу 01.01.2023 Закона о туризме № 129-З от 11.11.2021 для членов РАТА также подготовлен образец договора оказания туристических услуг, совмещающий в себе типовую форму договора, утвержденную постановлением Совета Министров № 523 от 11.08.2022 и дополнительные условия, наработанные юристами за многие годы юридического сопровождения туристической практики. Такой договор может быть использован членами РАТА в своей туристической деятельности.

– Каким образом РАТА взаимодействует с государственными и регулирующими органами?

На нынешнем этапе взаимодействие заключается прежде всего в регулярном общении с госчиновниками, депутатами и другими лицами, ответственными за принятие решений в отношении туристической индустрии. Активное участие в консультациях и общественных слушаниях, проводимых государственными органами по вопросам туризма, стало обязательной составляющей деятельности руководства РАТА. Кроме того, Ассоциация всецело поддерживает информационные кампании и образовательные мероприятия, направленные на повышение уровня осведомленности чиновников и законодателей о вкладе туризма в экономику страны и актуальных проблемах отрасли.

– Доступ к каким документам и сервисам я получу, став членом РАТА?

За годы своего существования мы создали обширную базу данных и знаний для эффективной работы в сфере туризма. Благодаря этому члены Ассоциации сегодня имеют доступ к целому ряду документов, подготовленных юристами РАТА, среди которых: образцы заявлений, приказов, запросов на возврат ДС, шаблоны ответов туристам и иные скрипты, ряд нормативных актов, условия сотрудничества со всеми ТО, а также богатая библиотека обучающих курсов и вебинаров (как проведенных с нашим участием, так и сторонних), доступных по ссылкам бесплатно.

– Как и где я смогу указывать свою принадлежность к Ассоциации?

Любая компания-участница РАТА имеет полное право демонстрировать принадлежность к организации путем использования логотипа Ассоциации на своих бланках, штампах, промо-продукции (листовках, баннерах, плакатах и др.), веб-сайте и в социальных сетях, а также выставлять напоказ в своем офисе Свидетельство, подтверждающее членство в РАТА.

– Чем отличается действительное от наблюдательного членства в РАТА?

Действительное членство в РАТА предоставляет компаниям полное участие в общем собрании членов с правом голоса при принятии решений. Это означает, что действительные члены могут активно влиять на принимаемые решения, вносить предложения и выдвигать кандидатуры для избрания в правление Ассоциации. Каждый действительный член обладает одним голосом на общем собрании. В отличие от этого, наблюдательные члены имеют право присутствовать на заседаниях общего собрания и вносить предложения по обсуждаемым вопросам, однако у них нет права голоса при принятии решений. Их роль ограничивается наблюдением за процессом и внесением своих рекомендаций или предложений – но без возможности непосредственного влияния на исход голосования.

Действительные члены РАТА также имеют некоторые преференции от ряда ТО (см. ниже). При этом ежемесячные членские взносы действительных членов вдвое выше, чем у наблюдательных (60 и 30 руб. соответственно).

– Могу ли я платить членские взносы в РАТА не ежемесячно, а, например, раз в год?

Да, при желании членские взносы РАТА можно оплатить за год, полгода или квартал. В назначении платежа лишь нужно указать, за какой период вы делаете взнос.

– Как члены РАТА участвуют в управлении организацией?

Члены РАТА могут влиять на решения, принимая участие в общем собрании членов Ассоциации, которое является высшим органом управления. Здесь действительные члены РАТА имеют право голоса при принятии решений по актуальным вопросам (также они могут быть избраны в правление Ассоциации), а наблюдательные члены имеют право вносить предложения о включении вопросов в повестку дня общего собрания. Все члены РАТА могут участвовать в деятельности формируемых Ассоциацией комитетов, комиссий, рабочих и экспертных групп.

– Как членство в РАТА может облегчить мои взаимоотношения с туроператорами?

Членство в Ассоциации дает агентствам возможность объединиться, чтобы в том числе обсудить общие интересы и потребности в отношениях с туроператорами. С этой целью РАТА организует опросы и анализирует данные – для выявления основных проблем, с которыми сталкиваются ее члены. На основе этой информации Ассоциация разрабатывает четкую позицию и аргументацию, которая будет поддерживать интересы участников в диалогах с ТО.

В настоящее время РАТА активно ведет с операторами переговоры, направленные на оптимизацию и унификацию различных рабочих процессов. В частности, обсуждаются вопросы, связанные с процедурой заключения / изменения договоров, формированием отчетности, урегулированием споров, предоставлением скидок и дополнительных выгод для агентств-членов РАТА.

– Что такое Фонд ответственности туроператоров РАТА?

Фонд ответственности туроператоров был учрежден на базе РАТА в соответствии с Законом Республики Беларусь №129-З «О туризме» (ст. 30). Этот фонд предназначен для выплаты денежных средств участникам туристической деятельности, чтобы компенсировать ущерб, который они могут понести из-за невозможности исполнить свои обязательства туроператорами – членами РАТА.

Подробно о фонде читайте здесь.

– Могу ли я как член РАТА получить преференции от ТО, также входящих в состав Ассоциации?

Члены РАТА являются участниками программ лояльности, которые существуют внутри Ассоциации. Например, туроператор TravelHub (член РАТА) предлагает повышенное вознаграждение:

Для действительных членов Ассоциации: +1 % на полнопакетные туры, забронированные в системе онлайн на все операторские направления;

Для всех участников РАТА: +2 % к отелям (при самостоятельном бронировании).

– Смогу ли я при желании выйти из организации?

Член Ассоциации может выйти из нее в любое время, предоставив письменное заявление об этом. Дата выхода определяется датой подачи такого обращения или другой датой, указанной в заявлении. Член РАТА также может отозвать свое заявление до фактического выхода из Ассоциации.

– Как мне присоединиться к профессиональному чату РАТА?

На сегодняшний день важным средством общения для членов РАТА являются чаты в вайбере: «РАТА» и «ВАЖНОЕ-РАТА». Присоединиться к ним можно после вступления в Ассоциацию по приглашению от администратора или участников этих чатов.