Skip to main content

Договор оказания туристических услуг с использованием цифровой рукописной подписи (ЦРП).

15 мая 2023

Правовое обоснование возможности подписания договоров оказания туристических услуг с помощью цифровой рукописной подписи (ЦРП)

Согласно п.3 ст.22 Закона «О туризме» договор оказания туристических услуг заключается в письменной форме.

В соответствии с ч.1 п.2 ст.404 ГК договор в письменной форме может быть заключен посредством его подписания сторонами как собственноручно, так и с использованием средств связи и иных технических средств, компьютерных программ, информационных систем или информационных сетей, если такой способ подписания позволяет достоверно установить, что соответствующий текстовый документ подписан сторонами по договору, и не противоречит законодательству и соглашению сторон.

Аналогичная формулировка закреплена и в п.6 ст.22 Закона «О туризме», вступившего в силу с 01.01.2023.

Согласно ч.2 п.2 ст.404 ГК в случаях, предусмотренных законодательными актами, допускаются только определенные ими способы заключения договора в простой письменной форме. Предусмотренные ч.1 п.2 ст.404 ГК способы заключения договора оказания туристических услуг законодательными актами не ограничены, соответственно, договор оказания туристических услуг может быть заключен посредством его подписания с использованием цифровой рукописной подписи (ЦРП), которая учиняется, например, на дисплее планшета / смартфона.

На практике подобным механизмом подписания договоров, дополнительных соглашений к ним уже достаточно продолжительное время пользуется мобильный оператор А1.

Также цифровая рукописная подпись (ЦРП) используется при проведении банками процедуры идентификации клиентов при их личном присутствии. Согласно п.22 Постановления Правления Нацбанка от 19.09.2019 № 379 «В случае проведения процедуры идентификации клиента при его личном присутствии формирование и подписание (подтверждение) документа в электронном виде могут осуществляться посредством проведения однофакторной аутентификации, в том числе с использованием цифровой рукописной подписи».

Алгоритм действий по подписанию договора оказания туристических услуг

с помощью цифровой рукописной подписи

Шаг 1. Подготовка образца договора оказания туристических услуг с проставлением отсканированной подписи уполномоченного представителя турагентства в самом договоре и приложениях к нему;

либо

подпись уполномоченного представителя турагентства учиняется в присутствии заказчика.

Шаг 2. Внесение в образец договора оказания туристических услуг всей недостающей информации (о заказчике, туристах, программе туристического путешествия и др.) на основе сведений, полученных от заказчика.

Шаг 3. Предоставление заказчику планшета / смартфона с загруженным на нем образцом договора оказания туристических услуг для ознакомления (посредством скролла) и подписания (проставления ЦРП с помощью стилуса либо пальца).

Шаг 4. Сохранение подписанного ЦРП заказчика договора оказания туристических услуг в базе данных турагента и его направление на e-mail заказчика, указанный в договоре.

Дополнительные соглашения и приложения к договору оказания туристических услуг, подписанному ЦРП, можно заключать как в порядке, описанном в шагах 1-4 выше, так и любым другим способом, в том числе путем проставления сторонами собственноручных подписей, ЭЦП и др.

Т.к. ЦРП учиняется заказчиком собственноручно, то такой способ подписания подходит для очного подписания договора в офисе турагента. Однако, в последнее время начали появляться различные сервисы, позволяющие учинять цифровую рукописную подпись, находясь вне офиса турагента. Такой способ не запрещен, однако следует помнить, что способ подписания должен позволять достоверно установить, что соответствующий текстовый документ подписан соответствующим лицом (стороной по договору).

Важно! При использовании сторонних сервисов следует помнить о необходимости актуализации политики в отношении обработки персональных данных (политики конфиденциальности) с указанием лиц, которым поручается обработка персональных данных.

Рассматривается возможность реализации с учетом возможностей одной из специализированных CRM-систем в туризме, например U-ON Travel.


Последние статьи

РАТА отметила свое 5-летие
08 октября 2024
27 сентября РАТА провела фуршет по случаю 5-летия Ассоциации и Всемирного Дня Туризма. Мероприятие прошло в нарядной обстановке банкетного зала «Wh...