Skip to main content

Информация о деловом туризме

22 июля 2024

Согласно Закону Республики Беларусь от 11.11.2021 №129-З "О ТУРИЗМЕ", отдых является не единственной целью туризма!

Деловой туризм, бизнес-туризм, также корпоративный туризм (англ. corporate travel) — область индустрии туризма, обеспечивающая организацию и управление командировками (деловыми поездками, англ. business trips) сотрудников различных компаний, намеренных совершить поездку в связи со служебной необходимостью.

Пункт 3 статьи 4 Закона о туризме выделяет несколько целей туристов экскурсантов, в том числе деловые цели, исключающие занятие трудовой, предпринимательской, иной приносящей доход деятельностью, оплачиваемой и (или) приносящей прибыль (доход) из источника в стране (месте) временного пребывания.

Если туроператор реализовывает тур (комплекс туристических услуг), то вне зависимости от целей, для которых заказчик приобретает этот тур (отдых, оздоровление, познавательные цели, образовательные цели, паломнические цели, деловые цели, физкультурно-спортивные цели, иные цели), туроператор (исполнитель) обязан заключить с заказчиком договор оказания туристических услуг.

Согласно п.20 Правил оказания туристических услуг, утвержденных постановлением Совета Министров от 11 августа 2022 г. № 523, оказание исполнителем туристических услуг участникам туристической деятельности осуществляется исключительно на основании договора оказания туристических услуг.

При этом, под участниками туристической деятельности понимаются заказчики, туристы, экскурсанты (п.1 Закона о туризме).

Заказчиком согласно Закону о туризме может быть как юридическое лицо, так и физическое, в том числе индивидуальный предприниматель, заказавшее услуги для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, например, не для перепродажи выбранного тура.

Согласно п.21 Правил оказания туристических услуг договор оказания туристических услуг заключается между заказчиком и исполнителем в соответствии с типовой формой договора оказания туристических услуг согласно приложению к постановлению, утвердившему Правила. При этом, договор оказания туристических услуг может дополняться условиями, не противоречащими законодательству (ч.2 п.23 Правил).

С учетом изложенного, вне зависимости от цели поездки, туроператор (исполнитель) и (или) турагент, заключающий договор от имени туроператора, обязаны заключать договор оказания туристических услуг согласно законодательству.

По желанию заказчика-юридического лица в договор оказания туристических услуг могут быть внесены следующие примерные формулировки (дополнить раздел "Предмет договора"): Заказчик приобретает туристические услуги для своих сотрудников согласно Приложению №2 к настоящему договору. Настоящий договор заключен Заказчиком в целях осуществления деловой поездки (служебной командировки).

О составлении акта оказанных услуг (с юрлицом-заказчиком).
Необходимо ли оформление акта оказанных услуг при заключении договора оказания туристических услуг с заказчиком - юридическим лицом?  Ответ: необходимо исходя из положений Закона о бухгалтерском учете и отчетности.

Согласно типовой форме договора оказания туристических услуг, утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11.08.2022 № 523, заказчиком по договору оказания туристических услуг может выступать как физическое, так и юридическое лицо. При этом типовая форма договора не содержит обязательного условия о составлении акта оказанных услуг.

Вместе с тем, согласно Закону о бухгалтерском учете и отчетности хозяйственные операции подлежат оформлению первичным учетным документом (п.1 ст.10 Закона о бухгалтерском учете и отчетности).

Справочно:
Первичный учетный документ — документ, на основании которого хозяйственная операция отражается на счетах бухучета (абз.15 ст.1 Закона о бухгалтерском учете и отчетности).
Хозяйственная операция — действие или событие, подлежащие отражению организацией в бухучете и приводящие к изменению ее активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов (абз.26 ст.1 Закона о бухгалтерском учете и отчетности).

К бухучету принимаются первичные учетные документы, содержащие все сведения, предусмотренные ч.1 п.2 ст.10 Закона о бухгалтерском учете и отчетности.
Следовательно, текст договора оказания туристических услуг может не содержать упоминания о необходимости составления акта оказанных услуг, однако акт оказанных услуг (как первичный учетный документ) должен быть составлен Исполнителем услуг во исполнение Закона о бухгалтерском учете и отчетности.

В случае если договором не предусмотрены сроки для составления и подписания акта оказанных услуг, то следует ориентироваться на п.4 ст.10 Закона о бухгалтерском учете и отчетности согласно которому первичный учетный документ составляется при совершении хозяйственной операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее совершения. Т.е. по окончании оказания услуг.

Если договор оказания туристических услуг был заключен исполнителем через турагента, то представляется целесообразным и акт оказанных услуг подписывать через турагента.

UPD 2024. О служебных командировках.

У многих юридических лиц, которые обращались к субъектам туристической деятельности за организацией поездки для своих работников, которая для таких юрлиц и их работников являлась служебной командировкой, до сих пор возникают вопросы, в том числе об отнесении расходов организации, учитываемых при налогообложении, при направлении в служебную командировку работников через организацию, оказывающую туристические услуги.

С целью оказать содействие и заручиться компетентным мнением госорганов, Республиканской ассоциацией туристических агентств были подготовлены и направлены соответствующие запросы в Министерство спорта и туризма, Министерство финансов, налоговую инспекцию. Одно из ведомств также перенаправило обращение РАТА в Министерство труда и соцзащиты.

Основные выводы, которые можно сделать из полученных ответов, следующие.

1. Понятие «деловое путешествие (деловая поездка)» и «служебная командировка» не являются тождественными. Вопросы организации служебных командировок регулируются Трудовым кодексом и иными актами законодательства о труде (следует из ответа Минспорта).

2. Законодательными актами не установлено на основании каких договоров (оказания туристических услуг, услуг по проезду, проживанию, питанию и др.) должны оказываться услуги, связанные с направлением работника в служебную командировку (указано в ответе Минфина). Следовательно, нет запрета на заключение договора оказания туристических услуг, если лицо направляется в служебную командировку.

3. Основанием для отражения в бухгалтерском учете командировочных расходов является авансовый отчет работника, направленного в служебную командировку, на основании приказа руководителя организации (из ответа Минфина).

4. Расходы организации, признаваемые командировочными, учитываются в составе нормируемых затрат при исчислении налога на прибыль в размерах, установленных Положением о порядке и размерах возмещения расходов, гарантиях и компенсациях при служебных командировках, утв. постановлением Совмина № 176 от 19.03.2019.

5. Вопросы отнесения расходов организации, учитываемых при налогообложении при направлении в служебную командировку работников через организацию, оказывающую туристические услуги, приведены в письме Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам и Министерства труда и соцзащиты от 07.06.2019 № 5-1-30/193/2-2-2-10/01283/1-2-12/2271 «Об отдельных видах командировочных расходов» (указано в ответе ИМНС по Советскому р-ну). Ссылка на указанное письмо также находится в ответе Минтруда и соцзащиты.


Последние статьи

РАТА отметила свое 5-летие
08 октября 2024
27 сентября РАТА провела фуршет по случаю 5-летия Ассоциации и Всемирного Дня Туризма. Мероприятие прошло в нарядной обстановке банкетного зала «Wh...